В конце прошлого года в моей жизни произошли изменения- увольнение с уже порядком надоевшей работы. Прежде чем окунуться в мрачно-депрессивную реальность российских будней, я решил съездить посреди зимы в какую-нибудь южную и теплую страну. Популярный Таиланд, до отказа забитый русскими туристами и зимовщиками, как-то не привлекал.
Я сначала подумал об Индии, где я никогда не был. Казалось, родина слонов, йогов и Махатмы Ганди станет тем местом, куда я отправлюсь на этот раз. Однако неожиданно возникла проблема. В ноябре 2017 г. я ездил в Иран по классическому маршруту и захватил немного западную часть страны (провинцию Хузестан). Страна персов произвела на меня огромное впечатление и осталась в моем сердце, маня снова и снова. Я долго думал, какую страну предпочесть, ведь приехать второй раз в то место, где ты уже был, это огромная, подчас непозволительная роскошь для самостоятельного путешественника. И все же после долгой внутренней борьбы я выбрал уже проверенный Иран, решив оставить красоты полуострова Индостан на будущее. Да и мои иранские друзья обрадовались, узнав, что я снова приеду к ним.Итак выбор сделан, осталось определить маршрут. Я решил посетить следующие города: Тегеран-Кум-Хамадан-Керманшах-Шираз-Исфахан и побывать на острове Кешм в Персидском заливе. Возможно, не самый логичный маршрут с точки зрения логистики, однако интересуясь древней историей этой земли, я просто не мог пропустить Хамадан с гробницей Авиценны и Керманшах с рельефами, изображающими деяния древних царей. Ну, а Шираз с Исфаханом слишком интересные города, чтобы посмотреть их за один раз.
И вот у меня на руках билеты Turkish Airlines. Ночной перелет с пересадкой в Стамбуле, затем прибытие ранним утром в Тегеран. Медицинскую страховку и визу получил на месте. потратив на оформление документов не более 20 минут. Вскоре я добрался до хостела Seven Hostel вблизи от Тегеранского базара. Наконец-то я снова на гостеприимной иранской земле.
Тегеран-город сложный и неоднозначный. И мои отношения с ним нельзя назвать простыми. Представьте себе огромный мегаполис, до отказа заполненный людьми, машинами и мотоциклами. Город, застроенный однообразными бетонными коробками. Город, где водители не пропускают пешеходов, а едут на них, словно хотят задавить. Город, в котором трудно расслабиться. Город, который выматывает твои силы, выпивая жизненные соки. В то же время Тегеран- это и богатства местных музеев, и красивые парки, и колоритные граффити на стенах домов и заборах. Как я уже писал в предыдущем отчете, Тегеран-лучшее место для знакомства с современным Ираном, противоречивым и в то же время интересным.
Турист, спешащий на встречу с красотами Исфахана, Йезда и Шираза, зачастую осматривает столицу Ирана проездом и видит ее лишь как огромный, грязный и суетливый город. Однако Тегеран многолик. Если южная часть города считается более бедной и консервативной, то север, примыкающий непосредственно к горам, служит местом жительства для более богатых иранцев. Здесь приятный свежий воздух и даже в летнюю жару чувствуется живительная прохлада. Неслучайно этот район так любили шахи, строившие здесь свои летние резиденции.
Именно здесь находится дворец Саадабад, ставший излюбленным местом правителей последней династии Пехлеви. Саадабад находится достаточно далеко от конечной остановки Тегеранского метро «Таджриш», поэтому мне пришлось ехать от станции на такси минут 10. Машина поднимается в гору и останавливается у ворот этого дворцового комплекса
Саадабад имеет обширную территорию. Чтобы обойти обширный парк и посетить каждое из десятка строений на его территории, потребуется полдня. Наиболее знамениты большой Белый дворец, забитый мебелью и картинами, и более уютный Зеленый дворец. К сожалению, было уже достаточно поздно, и доступ в Белый дворец был закрыт, поэтому я посетил только Зеленый.
Зелёный дворец был построен в 1885 г. при династии Каджаров. Он получил такое название, поскольку был построен из зеленого камня. При шахах Пехлеви дворец значительно изменился. Внутри дворца чуть менее десятка комнат. Они заставлены мебелью на старинный французский манер, а полы, как и везде в Иране, устланы коврами. Стены и потолок одного из залов выложены кусочками зеркал. Этот дворец — одно из немногих мест в стране, где запрещена всякая съемка. Я украдкой сделал несколько фоток на мобильный. Я намекнул сотруднику музея на то, что хочу сделать пару снимков внутреннего убранства, и он не стал возражать, показав мне жестом, что надо снимать скорее, пока не видят. Через несколько минут он отошел куда-то, а его коллега застукал меня за съемкой. Он был настроен более строго и напомнил мне, что фотографировать запрещено. Нельзя так нельзя- я не стал спорить.
Есть портрет Реза-хана, основателя последней династии Каджаров и отца последнего шаха.
Дворец находится на небольшом холме и его окружает обширный парк с благоустроенными дорожками и раскидистыми деревьями. Легко понять, почему последний шах со своей семьей предпочитал проводить жаркое иранское лето в этом месте. теперь здесь гуляют молодые парочки, родители с детьми и просто любопытствующие.
Карета
Вид на прилегающие районы Тегерана и горы
На территории дворцового комплекса находятся несколько музеев. К сожалению, было уже достаточно поздно, и я ограничился осмотром Зеленого дворца. Здесь есть и музеи каллиграфии, и изобразительного искусства и т. д. Перед музеем этнологии под стеклом стояли машина Citroen и мотоцикл. Оказывается, в 1954 г. двое смелых братьев Иса и Абдулла Омидвар решили посмотреть мир и отправились в путь на двух мотоциклах. Ни массового туризма, ни интернета в то время еще не было. Путешественники побывали в джунглях Амазонии, жили в домах эскимосов на берегах Северного Ледовитого океана, контактировали с австралийскими аборигенами и видели льды Антарктики. Странствия братьев длились более десяти лет и за это время они побывали на всех континентах, а их новым спутником стал Citroen 2CV. Результатом путешествий братьев Омидвар стали многочисленные фотографии, фильмы и предметы быта первобытных племен, живущих в неизведанных уголках земли. Все эти вещи можно увидеть в этнологическом музее.
Есть на территории парка и военный музей, вход в который охраняют две старинные пушки.
Возле него я познакомился с двумя молодыми иранцами Резой и Киаяшем. Реза неплохо говорил по-английски. Он приехал из провинции Мазендеран для медицинской операции и все это время жил в доме сестры. Киаяш был из Тегерана. Реза подчеркнул, что иранцы очень хорошо относятся к иностранцам, в отличие от иранского правительства, которое со всеми конфликтует. Они предложили мне подождать их приятеля, который должен был вот-вот подъехать на машине и спросили, какие у меня планы. Я предложил отправиться погулять в район Дарбанд, и мои новые знакомые с радостью согласились.
Мы добрались до Дарбанда уже, когда стемнело. Название этого места переводится с персидского как «закрытые ворота». Кстати, название знаменитого города Дербент в Дагестане имеет те же корни. Этот район, лежащий у подножия гор, считается богатым и престижным. Это место пятизвездочных отелей, дорогих ресторанов и бутиков. Через район проходит полуторакилометровая улица с тем же названием. В ее начале находится площадь со скульптурой альпиниста. Дело в том, что здесь начинается популярный маршрут к вершине горы Точал. В конце 1950-х гг. иранские альпинисты обратились к администрации Тегерана с просьбой о строительстве памятника, который бы символизировал зимние виды спорта. Скульптор Реза Риахи изготовил бронзовую статую альпиниста, которую и разместили на этой площади.
Говорят, что до вершины можно добраться на фуникулере, однако он уже был закрыт. Поскольку было темно, мы не стали подниматься на гору, тем более, что тропа, ведущая на нее, довольно крутая, а ограничились прогулкой по Дарбанду. По обе стороны от дороги несет свои воды река, давшая название району. На ее берегах расположены многочисленные кафе и рестораны, напоминающие то ли дворцы, то ли пятизвездочные отели. Так, самый большой ресторан имел несколько ярусов. Над рекою перекинуты мостики и с веранд ресторанов открывается красивый вид на горы. Дарбанд-место, где царит атмосфера расслабленности, что так контрастирует с шумными и грязными районами возле Большого базара. Неудивительно, что иранцы приходят сюда по вечерам, чтобы посидеть за чашкой чая или затянуться кальяном, насладиться свежим горным воздухом или просто отдохнуть от тегеранского смога. По вечерам здесь всегда много людей и в начале подъема мы увидели немало припаркованных машин.
Помимо ресторанов вдоль улицы расположены живописные торговые ряды с местными сладостями, фруктами, овощами и шашлычками.
Я купил коробку лавашака. Несмотря на название, это не совсем лаваш. И даже совсем не лаваш. Лавашаком называется густая масса, напоминающая мармелад, приготовленная из слив, абрикосов, яблок и даже граната.
Стало холодать и выпив по стаканчику чая, чтобы согреться, мы вернулись к машине и доехали до станции метро «Таджриш». Здесь мы распрощались, и я договорился с Резой и Киарашем поехать на следующий день в священный город шиитов Кум.
Станция метро «Таджриш» украшена изображениями страрых автомобилей и людей.
Есть и изображение мечети Купол Скалы в Иерусалиме. Иерусалим считается святым городом не только у иудеев и христиан, но и у мусульман, в том числе и шиитов. К тому Же Иран не признает Государство Израиль и называет эту территорию «оккупированной Палестиной».
Для Тегерана не характерна насыщенная ночная жизнь. Тем не менее вечером возле станций метро можнот видеть такие причудливые уличные закусочные в виде автобуса.
Свежие комментарии